Рекомендации
Рекомендации по восстановлению после перенесенной новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)
Общие рекомендации:
- Мероприятия по восстановлению можно начинать после разрешения Вашего лечащего врача.
- Основа восстановления — соблюдение противоэпидемического режима и здоровый образ жизни.
- При затруднении приема пищи из-за одышки и дыхательной недостаточности рекомендуется принимать пищу небольшими порциями, есть медленно, принимать меньше еды за один раз и организовывать приемы пищи чаще.
- Очень важна психологическая составляющая, настрой на выздоровление. Душевное спокойствие делает наше дыхание более эффективным в физиологическом смысле, экономичным с точки зрения затрат организма. Вентиляция легких и газообмен в цепочке воздух-кровь-клетки нашего организма эффективнее в спокойном состоянии.
- Сообществом реабилитологов России рекомендовано ежедневно выполнять дыхательную гимнастику не менее 30 минут, занятия на домашнем велотренажере и укладки в дренажные положения ( подбираются по рекомендации врача).
- Для правильного подбора комплекса упражнений нужно перед и после занятия измерить артериальное давление ( в идеале и сахар крови). Если после занятий цифры будут сильно меняться — нужно обратиться к врачу за консультацией.
- Перед гимнастикой помещение нужно проветрить. Самому человеку одеться адекватно температуре помещения , но равномерно ( майка, штаны, носки из натурального дышащего материала).
- СТОП-сигналы, при появлении которых занятия нужно прекратить:
- повышение артериального давления выше 180 мм рт ст,
- снижение артериального давления ниже 90 мм рт ст,
- усиление одышки,
- повышение температуры тела выше 38 град.С.
- резкое изменение цвета лица ( побледнение, синева), в том числе носо-губного треугольника.
- К комплексу приступать через 40-60 минут после приема каши/легкого супа/хлеба/ йогурта.
- Упражнения выполняются сначала в исходном положении лежа. По мере улучшения Вашего самочувствия - сидя. В начале можно использовать опору под спину ( спинка стула, подушки). По мере восстановления сил от опоры нужно отказаться и сидеть с ровной спиной. Далее, через 1-2 недели можно выполнять упражнения в и.п. стоя.
- Темп медленный, комфортный.
- Надувать шарики после СOVID-19 нежелательно! Иначе это может привести к слипанию мелких бронхов и вызвать осложения.
Примерная схема занятий:
- Главное упражнение после пневмонии- это ровное ритмичное неглубокое дыхание.
Оно увеличивает эффективность вентиляции.
Техника выполнения: вдох носом неглубокий, выдох через рот или нос неглубокий. Длительность вдоха и выдоха одинаковая.
Противоположное глубокое дыхание может привести к гипервентиляции, повышению артериального давления. Частое же дыхание гоняет воздух по так называемому «мертвому пространству», где нет газообмена воздуха с кровью, т. е. малоэффективно.
- Укладки на живот. Уменьшает застой в нижних и задних отделах легких, может предупредить плевриты. От 15 минут в день.
- Спокойный неглубокий вдох носом, задерка на 1сек, спокойный обычный выдох ртом.
- Брюшное дыхание. На вдохе максимально надуваем живот, на выдохе ртом максимально живот втягиваем.
Уменьшает застой в нижних отделах легких, помогает рассасываться экссудату в плевральной полости, уменьшает запоры.
!упражнение нельзя делать при обострении язвенной болезни желудка или 12 п. кишки, хронического панкреатита.
- Вдох носом , выдох через сомкнутые губы. 2-4 раза.
- Одним пальцем закрыть одну ноздрю. Спокойный вдох и выдох через вторую ноздрю.
Данное упражнение уменьшает утомление, прибавляет бодрости, безопасно улучшает кровообращение головного мозга, помогает снимать спазмы, нормализует давление, улучшает вентиляцию легких.
- На вдохе поднимаем правую руку вверх, на выдохе опускаем руку вниз.
На следующем вдохе поднимаем левую руку вверх, на выдохе опускаем руку вниз.
- Кисти с растопыренными пальцами кладем у грудины таким образом, чтобы пальцы лежали на ребрах . На вдохе поднимаем грудную клетку вверх и пальцы удаляются друг от друга ( ! не смещаясь по коже). На выдохе опускаем грудную клетку, пальцы сближаются, могут пересекаться друг с другом. 5 раз.
- И.п. ноги прямые на ширине таза, руки вдоль тела.
Вдох носом, на выдохе ртом сгибаем одну ногу в колене, обхватываем ее руками и прижимаем к животу. На вдохе вытягиваем ногу в исходное положение.
Так же с другой ногой. Смысл упражнения — втянуть живот и сделать максимальный выдох.
Для чего нужен психолог в медицинском учреждении.
Психологическая служба все более и более находит свое место в лечебных учреждениях.
Квалифицированная полноценная помощь больным людям не может ограничиваться лишь медицинской помощью. Человеку, испытывающему страдания, необходима психологическая поддержка и психологическое сопровождение на всех этапах лечения.
Функции психолога в системе здравоохранения очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни,
Бывает, что пациент недоволен проводимым лечением или не выполняет рекомендации доктора, необходимо разобраться в причинах и скорректировать отношение к лечению. Психотерапия больных с соматическими расстройствами направлена на изменение неадекватных реакций на болезнь, создание у больных реалистических установок на лечение, восстановление внутрисемейных и более широких социальных связей и, тем самым, способствует не только улучшению состояния больных, но и профилактике рецидивов заболевания. Достижение этих психотерапевтических целей возможно только при изменении отношения к болезни.
Если находясь на лечении в медицинском учреждении вам предлагают сходить на консультацию к психологу, не отказывайтесь. Медицинский психолог, сохранит конфиденциальность вашего обращения и поможет разобраться с теми проблемами, которые вас тревожат.
В случае необходимости психолог всегда придет на помощь пациенту. В зависимости от ситуации он может оказать психологическую поддержку или дать консультацию для улучшения психологического состояния. Обращения к психологу множественны и различны. У пациента возможны личностные проблемы, социальные, межличностные, различного рода страхи... Внутреннее напряжение и психологические зажимы могут помешать процессу лечения, выздоровления и просто комфортному нахождению в медицинском учреждении. В этих случаях необходим разговор с психологом.
И отдельно стоит сказать об обследовании пациентов, которые жалуются на «плохую память», на то, что «теряют мысли, что стали хуже соображать». Часто это больные с гипертонией, сахарным диабетом и другими хроническими заболеваниями или просто чрезмерно тревожные и мнительные пациенты. Проводится обследование всех когнитивных процессов (внимание, память, мышление), и обнаруживается реальная картина их состояния и тогда оказывается, что и с интеллектом у него не так уж и плохо, и с памятью, а внимание нарушается только в состоянии эмоционального напряжения. И это уже увеличивает способность пусть не к полному выздоровлению, но к хорошему самочувствию.
Особенно успешным является опыт психологического мониторинга в детских поликлиниках и стационарах.
Ранняя психологическая диагностика особенно важна, так как маленькие дети находятся, как правило, вне контроля образовательных учреждений, и с ними не работают профессиональные психологи. При работе с детьми психолог не занимается лечением психических расстройств. Психолог же оказывает помощь детям психически здоровым, но столкнувшимся с определенными жизненными трудностями, попавшим в сложную ситуацию, связанную с семьей или коллективом, имеющим некоторые психологические особенности.
Задачей данного специалиста является формирование гармоничного, внутреннего мира ребенка, его полноценное развитие с учетом детского/подросткового возраста и личностных характеристик.
Психолог может оказать ребенку помощь в плане решения проблем коммуникативного, эмоционального, поведенческого характера. Работа со специалистом позволяет маленьким пациентам наладить учебный процесс, отношения со сверстниками, педагогами, родителями.
Какие проблемы решаются специалистом?
- страхи и фобии;
- истеричность, приступы немотивированной агрессии;
- проблемы в контакте с коллективом, учителями, родителями;
- сложности с концентрацией внимания, проблемы с обучением;
- гиперактивность;
- робость, застенчивость, замкнутость;
- сложности с адаптацией при поступлении в дошкольное или учебное учреждение;
- расстройства психосоматического характера;
- депрессивные состояния;
- наличие вредных привычек (сосание пальцев, обгрызание ногтей);
- заниженная самооценка, отсутствие чувства собственного достоинства;
- нарушение в развитии памяти, мышления, речевой функции, процессов познавательного характера.
Кроме того, данный специалист занимается подготовкой ребенка к поступлению в садик, учебные учреждения, проверкой школьной готовности.
Психологические рекомендации в условиях эпидемии COVID-19
Возникновение пандемии COVID-19 вызвало беспокойство среди населения, связанное с болезнями, смертью и неуверенностью в будущем, что привело к нарушению психосоциального поведения, затронувшего значительную часть населения во всем мире. Социальное дистанцирование, потеря структурированной образовательной базы и изменение условий занятости - дополнительные факторы, способствующие возникновению расстройств тревожно - депрессивного спектра. Неоправданный страх заражения приводит к повышенной тревожности среди населения в целом и у людей с ранее существовавшими психическими заболеваниями, что в свою очередь ведет к дискриминации и стигматизации.
Рекомендация - памятка
- Избегайте информационного перенасыщения. Контролируйте объем и качество поступающей к вам информации, переизбыток информации способствует эскалации тревоги и ухудшению общего состояния. Сократите до минимума любые беседы, вызывающие у вас тревогу или панику, оградите себя - это нормально.
- Не пренебрегайте спортом. Давно известно, что физическая активность прекрасно «лечит» тревожные состояния. Уже через 10-15 минут после начала занятий спортом, вы можете заметить, что мысли ваши стали более позитивными, а фон настроения улучшится, что связано с дополнительной выработкой эндорфинов – «гормонов удовольствия».
- Обращайте внимание на то, чтобы сердце и мозг находились в равновесии. Для этого время от времени делайте два медленных и глубоких вдоха, это стимулирует парсимпатическую нервную систему и немного смещают баланс в сторону физиологического торможения. В состоянии равновесия мы способны противостоять любым неожиданностям.
- Вспоминайте хорошее. Переживание позитивных эмоций посредством воспоминаний, способно поменять сердечный ритм, который в свою очередь отражается на работе лимбической системы головного мозга - что в результате ощущается как состояние стабильности и спокойствия, помогая контролировать тревогу.
- Следите за питанием. Во время высоких эмоциональных нагрузок особенно важно, чтобы в рационе было достаточно продуктов богатых жирными кислотами. Питание с дефицитом Омега-3 вызывает ощущение беспокойства и снижает чувство удовольствия.
- Не теряйте чувства юмора! Юмор является зрелой психологической защитой, позволяющей избавиться от избыточного эмоционального напряжения и справиться с тревогой. Шутите, смотрите добрые, смешные фильмы - это благотворно скажется на вашем психоэмоциональном состоянии.
Комплексы упражнений для реабилитации:
- Комплекс лечебной физкультуры для людей с полиорганной патологией и коксартрозом на поликлиническом этапе реабилитации
- Комплекс лечебной физкультуры для людей с головокружением
- Рекомендации по образу жизни для людей с остеохондрозом
- Рекомендации по занятиям физическими упражнениями/ фитнесом для людей с остеохондрозом, осложненным грыжами дисков
Будьте здоровы, физически и эмоционально!